Русский язык 9 класс
Условие
Прочитайте текст. Составьте его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем законспектируйте его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения. 

Прочитайте текст. Составьте его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем законспектируйте его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения. 

Связанные корни

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом  и  дом-ик  (суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет), бежать  и  при-бежать  (приставка обозначает приближение, а корень — само действие). 

Но так в языке бывает не всегда.

Возьмём глаголы обуть  и  разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об— (вариант приставки  о-) и раз— (сравним аналогичное значение приставок в глаголах  одеть  и  раздеть), показатель инфинитива —ть. Где же корень? Корень —у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.

В словах телёнокжеребёнок  корни связаны суффиксом -онок/-ёнок  (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр тигр-ёнокволк  —  волч-онок ).

Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть  и  разуть, имеющих связанный корень —у-.  Приведём другие примеры: отнятьотнимать, поднять поднимать, снять снимать, принять принимать. В этих словах значение приставок осознаётся чётко, а значение связанного корня (-ня— в глаголах совершенного вида, —ним— в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение:                             

       во-нз-и-ть,  про-нз-и-ть  (ср.:  во-ткнуть,  про-ткнуть),                                 

       до-бав-и-ть,  от-бав-и-ть  (ср.:  до-лить,  от-лить).

С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:

  1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставная  н  выступает в них как часть связанного корня).
  2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки:                

            эго-изм,  эго-истизол-ировать;  ,  изол-яци-я.

Решение #1

План:

  1. Понятие корня.
  2. Связанные корни. 
  3. Особенности значения связанных корней. 
  4. Выделение связанных корней. 
  5. Группы слов со связанными корнями.

Ключевые слова: корень, связанные корни, значение, исконно русские, заимствованные. 

Конспект: 

Корень — это главная часть слова, которая выражает его основное значение. 

В глаголах обуть  и  разуть корень -у-, так как о- и раз- приставки, а ть- суффикс инфинитива. Такие корни не употребляются без других морфем. Их называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.

Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Например, отнятьотнимать, поднять поднимать, снять снимать, принять принимать

Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, имеющими определённое значение.

Выделяются две группы слов со связанными корнями: исконно русские (корень был свободным: глагол «яти» (брать) — отнять) и заимствованные (при сопоставлении с другими словами вычленяются другие морфемы: эго-изм)

Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке