Прочитайте текст. Составьте его план. Выпишите ключевые слова текста, а затем законспектируйте его. В конспект можно включить схемы. Подготовьте устное высказывание на тему «Всегда ли корни бывают свободными?». Продумайте вступление и заключительную часть вашего сообщения.
Связанные корни
Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — маленький, а корень — сам предмет), бежать и при-бежать (приставка обозначает приближение, а корень — само действие).
Но так в языке бывает не всегда.
Возьмём глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об— (вариант приставки о-) и раз— (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива —ть. Где же корень? Корень —у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
В словах телёнок, жеребёнок корни связаны суффиксом -онок/-ёнок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр — тигр-ёнок, волк — волч-онок ).
Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень —у-. Приведём другие примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознаётся чётко, а значение связанного корня (-ня— в глаголах совершенного вида, —ним— в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение:
во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (ср.: во-ткнуть, про-ткнуть),
до-бав-и-ть, от-бав-и-ть (ср.: до-лить, от-лить).
С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями:
- Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставная н выступает в них как часть связанного корня).
- Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки:
эго-изм, эго-истизол-ировать; , изол-яци-я.
План:
- Понятие корня.
- Связанные корни.
- Особенности значения связанных корней.
- Выделение связанных корней.
- Группы слов со связанными корнями.
Ключевые слова: корень, связанные корни, значение, исконно русские, заимствованные.
Конспект:
Корень — это главная часть слова, которая выражает его основное значение.
В глаголах обуть и разуть корень -у-, так как о- и раз- приставки, а ть- суффикс инфинитива. Такие корни не употребляются без других морфем. Их называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней.
Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Например, отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать.
Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, имеющими определённое значение.
Выделяются две группы слов со связанными корнями: исконно русские (корень был свободным: глагол «яти» (брать) — отнять) и заимствованные (при сопоставлении с другими словами вычленяются другие морфемы: эго-изм)