Русский язык 9 класс
Условие
Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите слова с буквой ы или и после ц в корне слова. Сформулируйте правило. К выделенным словам подберите синонимы.

Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите слова с буквой ы или и после ц в корне слова. Сформулируйте правило. К выделенным словам подберите синонимы.

Большая (двух)этажная школа из красного к..рпича со светлыми кла..ами с больш..м г..мнастическим залом была располож..на  у главных ворот парка… Сердца их [Серёжи и Вали] благ..говейно зам..рли когда они на ц..почках ступая по половицам прошли через один из кла..ов в нижний к..ридор. Тишина стояла во всём этом просторном здании малейший ш..рох стук гулко отзывались вокруг1. И от этих пустых кла..ов с голыми партами помещений2 ещё хр..нивших спец..фический школьный зап..х вдруг повеяло и на Серёжку и на Валю тем миром в котором они р..сли который был неот..емл..м от них и который теперь уш..л казалось (на)всегда4. Этот мир казался когда-то2 таким обыде..ым3 заурядным даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чуде.ный вольный полный откровенных прямых и чистых отношений между3 теми кто учил и кто учился6.

Решение #1

Большая двухэтажная (слитно, так как первая часть — это числительное)  школа из красного кирпича (словарное слово), со светлыми классами (словарное слово), (ОЧ) с большим (окончание определятся по вопросу «какИМ?») гимнастическим (словарное слово) залом была расположена (в кратких страдательных причастиях суффикс ЕН) у главных ворот парка… Сердца их [Серёжи и Вали] благоговейно (словарное слово) замерли (нет суффикса А, поэтому МЕР), (СПП) когда они на цыпочках (словарное слово), (начало ДО) ступая по половицам, (конец ДО) прошли через один из классов (словарное слово) в нижний коридор (словарное слово). Тишина стояла во всём этом просторном здании, (БСП) малейший шорох (словарное слово), (ОЧ) стук гулко отзывались вокруг1. И от этих пустых классов (словарное слово) с голыми партами, (ОЧ) помещений2, (начало ПО) ещё хранивших (проверяемая гласная в корне «охрАна»)  специфический (в корне после ц пишется и) школьный запах (проверяемая гласная в корне «пАхнет»), (конец ПО) вдруг повеяло и на Серёжку, (ОЧ) и на Валю тем миром, (СПП) в котором они росли (корень «рос»),  (ОЧ) который был неотъемлем (Ъ пишется после приставки и перед гласной Е; ЕМ, так как причастие образовано от глагола 1 спряжения) от них и который теперь ушёл (можно подобрать однокоренное слово, где звучит е. Шедший),  (вводное слово) казалось, (вводное слово) навсегда4 (наречие, слитно). Этот мир казался когда-то2 таким обыденным3 (отыменнное прилагательное, суффикс ЕНН), (ОЧ) заурядным, (ОЧ) даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чудесный (проверочное слово «чудесен»), (ОЧ) вольный, (ОЧ) полный откровенных, (ОЧ) прямых и чистых отношений между3 теми, (СПП) кто учил и кто учился6.

Правило

В корне после ц пишется буква и, в окончаниях и суффиксах пишется буква ы. Исключения: цыган, цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.

 

Специфический — уникальный, особенный, нестандартный, характерный, своеобразный, особый, отличительный, индивидуальный.

Чудесный — восхитительный, прекрасный, великолепный, замечательный, превосходный, удивительный, волшебный, дивный, сказочный, грандиозный. 

 

Вокруг [вакрук] — 2 слога

в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

o — [a] — гласный, безударный

к — [к] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

p — [р] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный, сонорный

y — [y] — гласный, ударный

г — [к] — согласный, глухой, парный, твердый, парный

————

 6 б., 6 зв.

 

[И от этих пустых классов  с голыми партами, помещений2, ещё хранивших специфический школьный запах, вдруг повеяло и на Серёжку, и на Валю тем миром,]  (в котором они росли,) (который был неотъемлем от них) и (который теперь ушёл, казалось, навсегда4). (сложное, СПП с однородным соподчинением, повествовательное, невосклицательное)

1ч: главное, односоставное, безличное, распространено, осложнено однородными дополнениями, причастным оборотом;

2,3ч: придаточное определительное, двусоставное, распространённое, не осложнено;

4ч: придаточное определительное, двусоставное, распространённое, осложнено вводным словом.

Схема:

[ ]. (в котором ), (который ) и (который ).

 

Помещений: по — приставка, мещ — корень, ен — суффикс, ий- окончание, основа — помещен. Способ образования — суффиксальный. Поместиться.

Когда-то: когда — корень, то — суффикс, когда-то — основа. Образовано суффиксальным способом от слова когда. 

Обыденным — прил; нф — обыденный; пост. признаки: качественное; непост. признаки: единственное число, Т.П., мужской род, полная форма. Часть составного именного сказуемого. 

Между — предлог, неизм., производный, простой; не является членом предложения.

Учиться 

  1. усваивать, приобретать какие-либо знания, навыки; быть учащимся какого-либо учебного заведения.
  2. Многозначное слово
  3. Синонимы: изучать, постигать, осваивать; антонимы: лениться, халатничать.
  4. Исконно русское слово
  5. Общеупотребительное 
  6. Нейтральное
  7. Учить с нуля; учиться на ошибках.
Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке