Русский язык 9 класс
Условие
Спишите, расставляя знаки препинания (двоеточие, запятые, кавычки), вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Устно объясните употребление того или иного знака. Выполните синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

Спишите, расставляя знаки препинания (двоеточие, запятые, кавычки), вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Устно объясните употребление того или иного знака. Выполните синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

1) Сча..ливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не ве..т. (Н. Некрасов) 2) Полюбуйся весна наступает журавли караваном летят в ярком золоте день утопа..т и ручьи по оврагам шумят. (Н. Никитин) 3) Вся степь была в движении мчалась конница ползли полки грохотали колёсами батареи. (А. Н. Толстой) 4) Коновалов спросил меня Ты читать уме..шь? (М. Горький) 5) Он подумал и написал Я посв..щаю эту книгу России. (К. Паустовский) 6) Верные исторической правде Гоголь и Лермонтов так(же) как Пушкин и Глинка создали образы в которых обобщены черты народа самые лучшие любовь к родной стране мечта о свободе бесстрашие огромная нравственная сила глубокий ум стремление к подвигу готовность принести себя в жертву высокой идее. (И. Андроников)

Решение #1

1) Счастливы (проверочное слово “счастье”)  сосны и ели: (двоеточие при БСП) вечно они зеленеют, (запятая при БСП) гибели им не приносят метели, (запятая при БСП) смертью морозы не веют (веять — первое спряжение). (Н. Некрасов)

Синтаксический разбор: 

  1. Предложение повествовательное.
  2. Грамматические основы: сосны и ели счастливы, они зеленеют, метели не приносят, морозы не веют.
  3. Состоит из четырех простых предложений, смысловое отношение — указание не причину, перечисление.
  4. Знаки препинания разделяют разные грамматические основы предложения.
  5. “Счастливы сосны и ели”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “сосны и ели счастливы”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Вечно они зеленеют”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “они зеленеют”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Гибели им не приносят метели”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “метели не приносят”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Смертью морозы не веют”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “морозы не веют”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

2) Полюбуйся: (двоеточие при БСП) весна наступает, (запятая при БСП) журавли караваном летят, (запятая при БСП) в ярком золоте день утопает (утопать — первое спряжение), (запятая при ССП) и ручьи по оврагам шумят. (Н. Никитин)

Синтаксический разбор: 

  1. Предложение повествовательное.
  2. Грамматические основы: полюбуйся, весна наступает, журавли летят, день утопает, ручьи шумят.
  3. Состоит из пяти простых предложений, смысловое отношение — изъяснение, перечисление.
  4. Знаки препинания разделяют разные грамматические основы предложения.
  5. “Полюбуйся”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “полюбуйся”; строение: односоставное, нераспространенное, неполное.

“Весна наступает”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “весна наступает”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Журавли караваном летят”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “журавли летят”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“В ярком золоте день утопает”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “день утопает”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Ручьи по оврагам шумят: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “день ручьи шумят”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

3) Вся степь была в движении: (двоеточие при БСП) мчалась конница, (запятая при БСП) ползли полки, (запятая при БСП) грохотали колёсами батареи. (А. Н. Толстой)

Синтаксический разбор: 

  1. Предложение повествовательное.
  2. Грамматические основы: степь была в движении, конница мчалась, полки ползли, батареи грохотали.
  3. Состоит из четырех простых предложений, смысловое отношение — пояснение, перечисление.
  4. Знаки препинания разделяют разные грамматические основы предложения.
  5. “Вся степь была в движении”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “степь была в движении”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Мчалась конница”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “конница мчалась”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Ползли полки”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “полки ползли”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

“Грохотали колесами батареи”: повествовательное; невосклицательное; грамматическая основа — “батареи грохотали”; строение: двусоставное, нераспространенное, полное.

4) Коновалов спросил меня: (двоеточие при прямой речи) “Ты читать умеешь (уметь — первое спряжение)?”

5) Он подумал и написал: (двоеточие при прямой речи) “Я посвящаю (проверочное слово “свят”) эту книгу России”. (К. Паустовский)

6) Верные исторической правде, Гоголь и Лермонтов, так же (частицу “же” можно убрать из предложения, его смысл не изменится, поэтому раздельно) как Пушкин и Глинка, (сравнительный оборот обособляем с двух сторон) создали образы, (запятая перед придаточной частью) в которых обобщены черты народа самые лучшие: (двоеточие при обобщающем слове) любовь к родной стране, (запятая при ОЧП) мечта о свободе, (запятая при ОЧП) бесстрашие, (запятая при ОЧП) огромная нравственная сила, (запятая при ОЧП) глубокий ум, (запятая при ОЧП) стремление к подвигу, (запятая при ОЧП) готовность принести себя в жертву высокой идее. (И. Андроников)

Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке