Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составьте схемы 1—3, 7 и 8-го предложений. На каких правилах основано разграничение на письме частиц не и ни? Приведите примеры из данного упражнения и свои собственные.
1) Книги академика Ферсмана это воспоминания о том как ему приходилось решать минералогические загадки как раскрывались перед ним постепенно тайны природных богатств. (И. Андроников) 2) Леонтьев знал что самый страшный лесной пожар это верховой когда деревья г..рят ц..ликом от в..ршины до подножия. (К. Паустовский) 3) Бывают осенние ночи оглохшие и немые когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. (К. Паустовский) 4) Когда бричка выехала со двора он [Чичиков] оглянулся назад и увид..л что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и как казалось пр..глядывался желая узнать куда гость поедет. (Н. Гоголь) 5) Мои спутники знали что если нет проливного дождя то назначенное выступление обыкновенно (н..)отменяется. (В. Арсеньев) 6) Я заметил что куда (н..)приедешь найдёшь что-нибудь замечательное. (И. Гончаров) 7) Я зачитался до того что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце (н..)сразу понял кто звонит и зачем. (М. Горький) 8) Я уже подумал что если в сию решительную минуту (н..)переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин)
1) Книги академика Ферсмана — (тире между подлежащим и сказуемым) это воспоминания о том, (следует открыть придаточную часть запятой) как ему приходилось решать минералогические загадки, (следует открыть придаточную часть запятой) как раскрывались перед ним постепенно тайны природных богатств. (И. Андроников)
[подл. — сказ.], (союз “как” + сказ.), (союз “как” + сказ. + подл.)
2) Леонтьев знал, (следует открыть придаточную часть запятой) что самый страшный лесной пожар — (тире между подлежащим и сказуемым) это верховой, (следует открыть придаточную часть запятой) когда деревья горят (корень с чередованием “гор”, без ударения пишем “о”) целиком (проверочное слово “целый”), (запятая перед уточнением) от вершины (проверочное слово “верх”) до подножия. (К. Паустовский)
[подл. + сказ.], (союз “что” + подл. + сказ.), (союз “когда” + подл. + сказ.)
3) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, (следует открыть придаточную часть запятой) когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. (К. Паустовский)
[сказ. + подл.], (союз “когда” + подл. + сказ.) и (подл. + сказ.)
4) Когда бричка выехала со двора, (следует закрыть придаточную часть запятой) он [Чичиков] оглянулся назад и увидел (глагол-исключение), что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, (вводную конструкцию следует обособить с двух сторон запятыми) приглядывался (неполнота действия), (запятая перед деепричастным оборотом) желая узнать, (следует открыть придаточную часть запятой) куда гость поедет. (Н. Гоголь)
5) Мои спутники знали, (следует открыть придаточную часть запятой) что если нет проливного дождя, (следует закрыть придаточную часть запятой) то назначенное выступление обыкновенно не (отрицание) отменяется. (В. Арсеньев)
6) Я заметил, (следует открыть придаточную часть запятой) что, (следует открыть придаточную часть запятой) куда ни (усиление отрицания) приедешь, (следует закрыть придаточную часть запятой) найдёшь что-нибудь замечательное. (И. Гончаров)
7) Я зачитался до того, (следует открыть придаточную часть запятой) что, (следует открыть придаточную часть запятой) когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, (следует закрыть придаточную часть запятой) не (отрицание) сразу понял,(следует открыть придаточную часть запятой) кто звонит и зачем. (М. Горький)
[подл. + сказ.], (союз “что”, (союз “когда” + сказ. + подл.), сказ.), (союз “кто” + сказ.) и (союз “зачем”)
8) Я уже подумал, (следует открыть придаточную часть запятой) что если в сию решительную минуту не (отрицание) переспорю старика, (следует закрыть придаточную часть запятой) то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин)
[подл. + сказ.], (союз “что” (союз “если” + сказ.), частица “то” + сказ.)
Написание частиц “не” и “ни” зависит от их значения. Частицу “не” следует использовать при отрицаниях, например, “не отменяется”, “не сразу понял”, “не переспорю”, а частицу “ни” следует использовать, когда нужно усилить отрицание, например, “куда бы ни”.
Собственные примеры:
Отрицание: не разговаривать с обидчиком, не слушать профессора.
Усиление отрицания: сколько бы ни говорил обидчику, как бы ни старался профессор.