Прочитайте. Составьте схемы предложений с несколькими придаточными.
I. Последовательное подчинение. 1) Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом. 2) Было время, когда из предместья я мечтал по-мальчишески — в дым, что я буду богат и известен. 3) Не знали вы, что я в сплошном дыму, в разворочённом бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий.
II. Параллельное подчинение. 1) Я спросил сегодня у менялы, что даёт за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю». 2) Или снова, сколько ни проси я, для тебя навеки дела нет, что в далёком имени — Россия — я известный, признанный поэт. 3) И потому, что я постиг всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, я говорю на каждый миг, что всё на свете повторимо.
III. Однородное подчинение. 1) В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове. 2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. 3) Но и тогда, когда на всей планете пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть, я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». (С. Есенин)
I. Последовательное подчинение.
- [подл. + сказ.], (союз “чтоб” + подл. + сказ.), (союз “где” + подл. + сказ.)
- [сказ. + подл.], (союз “когда” + подл. + сказ.), (союз “что” + подл. + сказ.)
- [сказ. + подл.], (союз “что” + подл. + сказ.), (союз “что” + сказ.), (союз “куда” + сказ. + подл.)
II. Параллельное подчинение.
- [подл. + сказ.], (союз “что” + сказ.), (союз “как” + сказ.)
- […, (союз “сколько ни” + сказ. + подл.), сказ.], (союз “что” + подл.)
- […, (союз “что” + подл. + сказ.), подл. + сказ.], (союз “что” + подл. + сказ.)
III. Однородное подчинение.
- […, (союз “где” + подл. + сказ.), (союз “где” + сказ.), сказ.]
- [сказ. + подл.], (союз “что” + сказ. + подл.), (сказ. + подл.)
- […, (союз “когда” + сказ. + подл.), (сказ. + подл.), подл. + сказ.]