Прочитайте. Найдите придаточные предложения. Какие это придаточные? К чему они относятся и с помощью каких средств связи придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению? Спишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая изъяснительные придаточные предложения. Составьте схемы 1, 2 и 4-го предложений.
1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (А. Н. Толстой) 2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов (не)было. (К. Паустовский) 3) Теперь Леонтьеву стало яс-но о чём он будет писать. (К. Паустовский) 4) Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. (К. Паустовский) 5) Что написано пером то (не)вырубишь топором. (Пословица) 6) Существовала (н..)когда пословица что дети не живут а жить готовя(т, ть)ся. (С. Маршак) 7) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна(ли) земля. (М. Лермонтов) 8) Из..ясните мне в чём состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь. (А. Пушкин) 9) Казбич вообразил будто Азамат украл у него лошадь. (М. Лермонтов) 10) Так мне хочется что(бы) появиться могли голубые сугробы с Петербургом (в)дали. (А. Ахматова)
Решение.
1) Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Н. Толстой) 2) В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было. (К. Паустовский) 3) Теперь Леонтьеву стало ясно, о чём он будет писать. (К. Паустовский) 4) Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Леонтьев. (К. Паустовский) 5) Что написано пером, то не вырубишь топором. (Пословица) 6) Существовала некогда пословица, что дети не живут, а жить готовятся. (С. Маршак) 7) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля. (М. Лермонтов) 8) Изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь. (А. Пушкин) 9) Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь. (М. Лермонтов) 10) Так мне хочется, чтобы появиться могли голубые сугробы с Петербургом вдали. (А. Ахматова)
Придаточные изъяснительные, т.к. отвечают на вопросы падежей. Они относятся к глаголам в главной части и присоединяются с помощью союзов, союзных слов или частицы ли.
Схемы:
- [ ], (где ) .
- [ , (где ) , ] .
4) [ ] , (куда ) .