Русский язык 9 класс
Условие
Разделитесь на группы. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя необходимые знаки препинания и обозначая в главном предложении определяемые местоимения, употреблённые в значении существительных, а в придаточном союзные слова.  Составьте схемы 3-го и 8-го предложений.  Кратко расскажите о слитном и раздельном написании не: 1) с прилагательными; 2) с личными формами глагола; 3) с деепричастиями; 4) с причастиями — участникам других групп. Подберите собственные примеры. При необходимости скорректируйте ваш ответ.

Разделитесь на группы. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя необходимые знаки препинания и обозначая в главном предложении определяемые местоимения, употреблённые в значении существительных, а в придаточном союзные слова.  Составьте схемы 3-го и 8-го предложений.  Кратко расскажите о слитном и раздельном написании не: 1) с прилагательными; 2) с личными формами глагола; 3) с деепричастиями; 4) с причастиями — участникам других групп. Подберите собственные примеры. При необходимости скорректируйте ваш ответ. 

 

1) Лишь то читается легко что написано с трудом; что в час написано то в час и позабыто. (А. Пушкин) 2) Что хорошо понятно то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский) 3) У того кто откладывает сегодн..шнюю работу на завтра де-ла (н..)когда (н..)кончаются. (Пословица) 4) Я всё тот(же) кем был всю жизнь. (Н. Некрасов) 5) Я думаю о прожитых годах о юности глухой и (не)погожей и всё что нынче держим мы в руках мне с каждым днём становится до-роже. (М. Исаковский) 6) Самое прекрасное в мире то что создано трудом умной человеческой рукой.4 (М. Горький) 7) Благороден не тот кто б..ёт себя в грудь а тот кто скромно без позы (н..)теряя времени изо дня в день выполняет свой трудовой долг. (С. Конёнков) 8) Кто с пользою отечеству труди(т, ть)ся тот с ним легко (н..)разлучи(т, ть)ся. (И. Крылов) 9) Конечно я (н..)чуть (н..)испугался как всякий кто (н..)в чём (н..)виноват. (Р. Рождественский) 10) Утки собрали крошки и всё чем можно было пож..виться. (В. Астафьев) 11) Наибольшие трудности переживаем мы те кому за тридцать. (В. Астафьев) 12) Тот кто хочет чего-то достичь должен быть (н..)инертным, а очень активным.5 (В. Розов)

Решение #1

1) Лишь то (опред. мест.) читается легко, что (союз. сл.) написано с трудом; что (союз. сл.) в час написано, то (опред. мест.) в час и позабыто. (А. Пушкин) 2) Что (союз. сл.) хорошо понятно, то (опред. мест.) хорошо и свободно излагается. (В. Белинский) 3) У того (опред. мест.), кто (союз. сл.) откладывает сегодняшнюю работу на завтра, дела никогда не кончаются. (Пословица) 4) Я всё тот (опред. мест.) же, кем (союз. сл.) был всю жизнь. (Н. Некрасов) 5) Я думаю о прожитых годах, о юности глухой и непогожей, и всё (опред. мест.), что (союз. сл.) нынче держим мы в руках, мне с каждым днём становится дороже. (М. Исаковский) 6) Самое прекрасное в мире то (опред. мест.), что (союз. сл.) создано трудом, умной человеческой рукой. (М. Горький) 7) Благороден не тот (опред. мест.), кто (союз. сл.) бьёт себя в грудь, а тот (опред. мест.), кто (союз. сл.) скромно, без позы, не теряя времени, изо дня в день выполняет свой трудовой долг. (С. Конёнков) 8) Кто (союз. сл.) с пользою отечеству трудится, тот (опред. мест.) с ним легко не разлучится. (И. Крылов) 9) Конечно, я ничуть не испугался, как всякий (опред. мест.), кто (союз. сл.) ни в чём не виноват. (Р. Рождественский) 10) Утки собрали крошки и всё (опред. мест.), чем (союз. сл.) можно было поживиться. (В. Астафьев) 11) Наибольшие трудности переживаем мы, те (опред. мест.), кому (союз. сл.) за тридцать. (В. Астафьев) 12) Тот (опред. мест.), кто (союз. сл.) хочет чего-то достичь, должен быть не инертным, а очень активным. (В. Розов)

 

Схемы.

3) [ , (кто ) , ] . 

8) ( ) , [тот ] . 

 

Слитное и написание не:

  1. с прилагательными (полными и краткими) пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а (не хороший, а плохой), если есть ничуть не, нисколько не, далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не хороший), с относительными и притяжательными прил. (не весенний, не мамин); слитно, если можно заменить синонимом без не (нехороший = плохой), если без не не употребляется (неряшливый)
  2. с личными формами глагола пишется раздельно (не упал), кроме случаев, когда без не не употребляется (негодовал);
  3. с деепричастиями раздельно (не упав), кроме случаев, когда без не не употребляется (негодуя);
  4. с причастиями пишется раздельно, если есть зависимые слова (не приклеенный к столу), если есть противопоставление с союзом а (не стоявший, а сидевший), с краткими причастиями (не приклеен); пишется слитно, если без не не употребляется (негодующий)

 

Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной человеческой рукой.4

Самое прекрасное — подлежащее, выраж. прев. ст. прил. (__), то — сказуемое, выраж. указ. мест. (=), в мире — обстоятельство, выраж. сущ. (_._).

Что — подлежащее, выраж. союзным словом. (__), создано — сказуемое, выраж. крат. прич..  (=), трудом, рукой — дополнение, выраж. сущ. (- -), умной человеческой — определения, выраж. прил. (~~).

Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое (части соединены союзным словом что) с придаточным местоименно-определительным. 

1 часть: главное, полное, двусоставное, распространённое, неослож.

2 часть: придаточное, полное, двусоставное, распространённое, ослож. однор. дополн.

Схема: [ ], (что О, О ).

Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке