Найдите в разделе «Преступность» § 13—14 предложения, с помощью которых обосновывается опасность отклоняющегося поведения для личности и для общества.
1. «Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, называется отклоняющимся.» — это предложение подчеркивает, что отклоняющееся поведение противоречит ожиданиям общества, что может привести к негативным последствиям для индивида.
2. «Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде всего в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках.» — здесь указывается на конкретные проявления отклоняющегося поведения (преступления, правонарушения), которые представляют опасность как для самого индивида (например, уголовная ответственность), так и для общества (угроза безопасности).
3. «На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.).» — это предложение показывает, как отклоняющееся поведение влияет на социальные группы, создавая конфликты и разрушая гармонию в отношениях.
4. «В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других болезненных явлениях.» — упоминание о бюрократизме и коррупции демонстрирует последствия отклоняющегося поведения на уровне организаций и его влияние на общественные процессы.
5. «Их общая черта — вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.» — это предложение четко обобщает опасность отклоняющегося поведения: оно причиняет вред не только обществу и группам, но и самим индивидам.
6. «Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление.» — это предложение подчеркивает, что социальные отклонения представляют собой серьезную угрозу, особенно когда они становятся массовыми.
7. «Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм — эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества наносят урон человечеству.» — здесь перечисляются различные виды отклоняющегося поведения и подчеркивается их общий вред для общества.
8. «Наркомания является фактором социальной дезорганизации, разрушительным социальным злом, исключительно серьёзной угрозой функционированию общественного организма.» — это предложение явно указывает на то, что наркомания представляет собой серьезную угрозу как для индивидов (разрушение здоровья), так и для общества в целом (дезорганизация).
9. «Следствием наркомании является разрушение физического и психического здоровья, деградация личности.» — здесь акцентируется внимание на последствиях наркомании для самой личности — ухудшение здоровья и деградация.
10. «Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми.» — это предложение демонстрирует влияние наркомании на социальные взаимодействия и культурные навыки, что также отражает её опасность для общества.
11. «Её последствиями являются разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, утрата профессиональных качеств, незанятость, паразитизм, выход за рамки общепринятых норм.» — в этом предложении перечислены конкретные негативные последствия для личности и общества: распад семейных отношений и утрата профессиональных качеств.
12. «Опасность наркомании очевидна и признаётся во всём мире, в том числе и в России.» — это заключительное предложение подчеркивает признание проблемы на глобальном уровне, что свидетельствует о ее серьезности.
13. «В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.» — это предложение указывает на то, что некоторые люди могут иметь врожденные предрасположенности к отклоняющемуся поведению, что создает потенциальную угрозу как для них самих (личности), так и для общества.
14. «Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.» — здесь подчеркивается, что у людей с отклоняющимся поведением существуют альтернативные ценности, что может привести к конфликтам с установленными нормами и законами общества.
15. «Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены и оправданы.» — это предложение демонстрирует опасность отклоняющегося поведения через выявление негативных мотивов (жестокость, жадность), которые могут угрожать безопасности других людей.
16. «Учёные пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием её неправильного развития.» — указывается на то, что неправильное развитие личности может привести к отклонениям в поведении. Это подчеркивает важность раннего вмешательства для предотвращения дальнейших проблем.
17. «Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах.» — это предложение описывает условия, при которых отклоняющееся поведение становится более распространенным. Кризисы разрушают социальные нормы и ведут к дезориентации людей.
18. «Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.» — здесь четко указано на связь между разрушением социальных норм и увеличением случаев отклоняющегося поведения — это представляет опасность как для индивидов (потеря ориентиров), так и для общества (разрушение порядка).
19. «Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы.» — это предложение указывает на то, что отклоняющееся поведение может возникать в результате конфликта между различными культурами, что создает угрозу для социальной согласованности и порядка.
20. «В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм.» — здесь подчеркивается, что взаимодействие с представителями преступной среды может привести к усвоению антиобщественных норм, что представляет опасность как для личности (формирование негативных установок), так и для общества (увеличение преступности).
21. «Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.» — это предложение акцентирует внимание на том, что молодежь особенно подвержена влиянию негативных социальных норм, что может привести к увеличению числа правонарушений и угрозе общественной безопасности.
22. «По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия.» — указание на применение социальных санкций подчеркивает важность контроля над отклоняющимся поведением и показывает, что такое поведение вызывает негативную реакцию общества.
23. «Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.» — это предложение демонстрирует серьезные последствия отклоняющегося поведения: правонарушения могут привести к осуждению со стороны общества и к юридическим последствиям со стороны государства.