История России. 9 класс. В 2 ч. Часть 1.
Думаем, сравниваем, размышляем (стр. 21, 2)
Условие
Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия.

Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр І продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? Установите общие причинно-следственные связи, а также различия, связанные с проведением реформ в России в XVII, XVIII, начале ХІХ в. Результаты сравнения отразите в виде таблицы.

Решение #1

Полномасштабные реформы в нашей стране проводились при Иване Грозном, Алексее Михайловиче, Петре I и Екатерине II, бабушке Александра I.

 

В политике Александра можно выделить как продолжение политики предшествующих реформаторов, так и принципиально новые моменты. 

В качестве продолжения можно выделить то, что:

– Как и Екатерина II, Александр I в начале правления был вдохновлен идеями Просвещения. Он стремился к созданию справедливого общества, основанного на законах.

– Как и Петр I, Александр I понимал необходимость модернизации страны и укрепления ее позиций на международной арене.

– Как и предшественники, Александр I осознавал остроту крестьянского вопроса, но не решался на радикальные меры.

В качестве принципиально нового можно указать то, что:

– Александр I в начале правления был настроен на проведение более глубоких либеральных реформ, включая введение конституции и отмену крепостного права. «Негласный комитет» разрабатывал проекты реформ.

– Вместо устаревших коллегий были созданы министерства, что значительно повысило эффективность управления.

– Создание военных поселений, что являлось довольно оригинальной идеей, но в то же время спорной за счет нового формата – сочетания военной службы и хозяйственной деятельности.

Критерии XVII век (Алексей Михайлович) XVIII век (Петр I и Екатерина II) Начало XIX века (Александр I)
Цели Унификация церковных обрядов, укрепление армии, централизация власти Модернизация страны, создание сильной армии и флота, европеизация, укрепление самодержавия Модернизация, создание справедливого общества, укрепление государственности, решение крестьянского вопроса (частично)
Основные направления Церковная реформа, военная реформа (создание полков «нового строя»), укрепление самодержавия, Соборное уложение Военная реформа, создание флота, административная реформа (губернии), реформы в промышленности и торговле, секуляризация церковных земель, «Жалованные грамоты» Создание министерств, реформа образования (открытие университетов, лицеев), указ о «вольных хлебопашцах», разработка конституционных проектов, военные поселения
Причины Необходимость унификации церковных обрядов, устарелость армии, слабость центральной власти Военно-техническая и экономическая отсталость от Европы, необходимость укрепления позиций на международной арене Влияние идей Просвещения, необходимость модернизации страны, острота крестьянского вопроса, стремление к созданию более справедливого общества
Последствия Раскол в церкви, усиление власти царя, укрепление армии, социальные протесты и восстания Превращение России в империю, усиление армии и флота, развитие промышленности и торговли, укрепление дворянства, усиление крепостного права (при Екатерине II) Создание системы министерств, развитие образования, некоторое смягчение крепостного права, рост национального самосознания, ужесточение политического режима в конце правления, консерватизм
Общие черты Стремление к укреплению государства и централизации власти, использование западного опыта, социальные последствия Стремление к укреплению государства и централизации власти, использование западного опыта, социальные последствия Стремление к укреплению государства и централизации власти, использование западного опыта, социальные последствия
Различия Реформы XVII века носили более традиционный характер и были связаны с религиозными вопросами Реформы XVIII века были более масштабными и направлены на европеизацию страны Реформы начала XIX века были ориентированы на либерализацию общества и решение крестьянского вопроса, но не были доведены до конца из-за сопротивления консервативных сил

 

Исходя из данной таблицы, можно выделить такие причинно-следственные связи как:

XVII век: Церковный раскол -> Социальная напряженность, ослабление государства. Укрепление армии -> Успехи во внешней политике.

XVIII век: Модернизация -> Усиление государства, превращение в империю. Усиление крепостного права -> Социальные протесты (пугачевщина).

Начало XIX века: Либеральные реформы (начало) -> Рост национального самосознания, надежды на перемены. Отказ от реформ -> Разочарование, рост консервативных настроений.

Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке