Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр І продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? Установите общие причинно-следственные связи, а также различия, связанные с проведением реформ в России в XVII, XVIII, начале ХІХ в. Результаты сравнения отразите в виде таблицы.
Полномасштабные реформы в нашей стране проводились при Иване Грозном, Алексее Михайловиче, Петре I и Екатерине II, бабушке Александра I.
В политике Александра можно выделить как продолжение политики предшествующих реформаторов, так и принципиально новые моменты.
В качестве продолжения можно выделить то, что:
– Как и Екатерина II, Александр I в начале правления был вдохновлен идеями Просвещения. Он стремился к созданию справедливого общества, основанного на законах.
– Как и Петр I, Александр I понимал необходимость модернизации страны и укрепления ее позиций на международной арене.
– Как и предшественники, Александр I осознавал остроту крестьянского вопроса, но не решался на радикальные меры.
В качестве принципиально нового можно указать то, что:
– Александр I в начале правления был настроен на проведение более глубоких либеральных реформ, включая введение конституции и отмену крепостного права. «Негласный комитет» разрабатывал проекты реформ.
– Вместо устаревших коллегий были созданы министерства, что значительно повысило эффективность управления.
– Создание военных поселений, что являлось довольно оригинальной идеей, но в то же время спорной за счет нового формата – сочетания военной службы и хозяйственной деятельности.
Критерии | XVII век (Алексей Михайлович) | XVIII век (Петр I и Екатерина II) | Начало XIX века (Александр I) |
Цели | Унификация церковных обрядов, укрепление армии, централизация власти | Модернизация страны, создание сильной армии и флота, европеизация, укрепление самодержавия | Модернизация, создание справедливого общества, укрепление государственности, решение крестьянского вопроса (частично) |
Основные направления | Церковная реформа, военная реформа (создание полков «нового строя»), укрепление самодержавия, Соборное уложение | Военная реформа, создание флота, административная реформа (губернии), реформы в промышленности и торговле, секуляризация церковных земель, «Жалованные грамоты» | Создание министерств, реформа образования (открытие университетов, лицеев), указ о «вольных хлебопашцах», разработка конституционных проектов, военные поселения |
Причины | Необходимость унификации церковных обрядов, устарелость армии, слабость центральной власти | Военно-техническая и экономическая отсталость от Европы, необходимость укрепления позиций на международной арене | Влияние идей Просвещения, необходимость модернизации страны, острота крестьянского вопроса, стремление к созданию более справедливого общества |
Последствия | Раскол в церкви, усиление власти царя, укрепление армии, социальные протесты и восстания | Превращение России в империю, усиление армии и флота, развитие промышленности и торговли, укрепление дворянства, усиление крепостного права (при Екатерине II) | Создание системы министерств, развитие образования, некоторое смягчение крепостного права, рост национального самосознания, ужесточение политического режима в конце правления, консерватизм |
Общие черты | Стремление к укреплению государства и централизации власти, использование западного опыта, социальные последствия | Стремление к укреплению государства и централизации власти, использование западного опыта, социальные последствия | Стремление к укреплению государства и централизации власти, использование западного опыта, социальные последствия |
Различия | Реформы XVII века носили более традиционный характер и были связаны с религиозными вопросами | Реформы XVIII века были более масштабными и направлены на европеизацию страны | Реформы начала XIX века были ориентированы на либерализацию общества и решение крестьянского вопроса, но не были доведены до конца из-за сопротивления консервативных сил |
Исходя из данной таблицы, можно выделить такие причинно-следственные связи как:
XVII век: Церковный раскол -> Социальная напряженность, ослабление государства. Укрепление армии -> Успехи во внешней политике.
XVIII век: Модернизация -> Усиление государства, превращение в империю. Усиление крепостного права -> Социальные протесты (пугачевщина).
Начало XIX века: Либеральные реформы (начало) -> Рост национального самосознания, надежды на перемены. Отказ от реформ -> Разочарование, рост консервативных настроений.