Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в.
Проведённая в начале века реформа привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались в сельской местности. В них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, несмотря на провозглашённую «непрерывность» образования, для детей крепостных были доступны только приходские училища. В гимназии путь им был заказан.
Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования.
Вышедший в 1804 г. университетский устав регулировал деятельность университетов. Он же определил, что педагогические институты для подготовки учителей должны быть открыты при каждом университете.
В 1820-1850-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Оно стало уделять больше внимания формированию нравственности, основанной на религиозных началах.
При Николае І сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одно и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов». В них обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию. В семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Детям крепостных крестьян обучение в гимназиях и университетах было запрещено, что повторил указ 1827 г.
Однако, несмотря на то что образование было сословным, число учебных заведений на протяжении правления Александра І и Николая І неуклонно увеличивалось.