Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?
При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Как и прежде, евреи имели многие льготы, их положение в сравнении с бесправными крепостными крестьянами России было лучше.
Евреи были освобождены от рекрутской повинности, вместо неё община уплачивала денежный налог. Однако в 1827 г. денежный налог был отменён, введён рекрутский набор. При этом от рекрутства полностью освобождались еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие среднее или высшее образование. Заменить рекрута (взрослого мужчину) тоже было можно. Но теперь не деньгами, как ранее, а отдавая в рекруты мальчика в специально создаваемые солдатские «школы кантонистов» (окончившие школу должны были затем отслужить в армии 25 лет). Это был не обязательный призыв. Еврейские общины активно пользовались этим правом, чтобы отдавать в армию сирот, детей вдов, бедняков в счёт семей богачей.
Привлечение евреев в армию часто вело к крещению евреев, присвоению им русских фамилий и имён, но зато давало право проживать за чертой оседлости. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев пенного приобщения их к русскому языку и культуре. посте
Николай І продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения сибирских земель. Этими задачами занимался специальный комитет по «коренному преобразованию евреев в России». Льготы, предоставляемые евреям-земледельцам, были увеличены.
Еврейские религиозные общины стремились сохранить свою обособленность, тщательно соблюдая свои бытовые, культурные и религиозные традиции. Поскольку занятие сельским хозяйством считалось занятием, недостойным иудея, инициативы правительства не имели благотворного результата.