Составьте план-конспект изучаемой темы. Расскажите по плану о наиболее значимых событиях и персоналиях, опираясь на исторические источники. Какие источники вы использовали? Насколько полно и достоверно они отражают материалы темы?
Введение
– Внутриполитическая обстановка в России в период правления Александра II.
– Влияние реформ 1860–1870-х годов на общественное движение.
– Развитие оппозиционных и революционных идей.
Основные общественные течения
Либеральное движение:
– Земские либералы: их стремление к конституционным реформам.
– Роль выдающихся деятелей (Борис Чичерин, Дмитрий Милютин, Иван Аксаков).
– Попытки диалога с правительством.
Радикальное народничество:
– Возникновение и идеология народников.
– «Хождение в народ» (1873–1874 гг.): цели, последствия, реакция правительства.
Разделение народничества на три течения:
– Анархическое (М. А. Бакунин) – идея стихийного бунта.
– Пропагандистское (П. Л. Лавров) – просвещение крестьян.
– Заговорщическое (П. Н. Ткачёв) – переворот силами организованного меньшинства.
Революционный террор и «Народная воля»:
– Организация «Земля и воля» (1861, 1876) и её деятельность.
– Раскол на «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич) и «Народную волю» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская).
– Террористическая деятельность, покушения на Александра II.
– Убийство императора 1 марта 1881 года.
Политика правительства в ответ на общественные движения:
Реформы Александра II как попытка предотвратить революцию:
– Крестьянская реформа 1861 года.
– Судебная и земская реформы.
– Военные преобразования Д. А. Милютина.
Репрессии против оппозиции:
– Усиление цензуры и полицейского контроля.
– Дело «нечаевцев» (процесс 1871 г.).
– Аресты и ссылка народников после «хождения в народ».
Попытка политических реформ: проект Лорис-Меликова:
– Усиление борьбы с революционерами.
– Подготовка реформы с привлечением выборных представителей от земств.
– Гибель Александра II и отказ Александра III от реформ.
Итоги и значение:
– Достижения и неудачи общественного движения.
– Последствия реформ и контрреформ.
– Влияние на дальнейшее развитие революционного движения в России.
Использованные источники:
Документы эпохи
– Манифест об отмене крепостного права (1861).
– Программные документы народников («Катехизис революционера» С. Г. Нечаева, уставы «Народной воли» и «Черного передела»).
– Проект Лорис-Меликова.
Мемуары и воспоминания
– «Записки революционера» П. А. Кропоткина.
– Воспоминания участников революционных организаций.
Оценка достоверности:
Документы эпохи дают непосредственное представление о политике правительства и деятельности революционеров, но требуют критического анализа, так как часто писались с целью пропаганды. Мемуары полезны для понимания личных мотивов участников, но могут содержать субъективные оценки. Современные исследования базируются на комплексном анализе источников, что делает их наиболее объективными.