История России. 9 класс. В 2 ч. Часть 1.
Условие
Составьте план-конспект изучаемой темы.

Составьте план-конспект изучаемой темы. Расскажите по плану о наиболее значимых событиях и персоналиях, опираясь на исторические источники. Какие источники вы использовали? Насколько полно и достоверно они отражают материалы темы?

Решение #1

Введение

– Внутриполитическая обстановка в России в период правления Александра II.

– Влияние реформ 1860–1870-х годов на общественное движение.

– Развитие оппозиционных и революционных идей.

 

Основные общественные течения

Либеральное движение:

– Земские либералы: их стремление к конституционным реформам.

– Роль выдающихся деятелей (Борис Чичерин, Дмитрий Милютин, Иван Аксаков).

– Попытки диалога с правительством.

 

Радикальное народничество:

– Возникновение и идеология народников.

– «Хождение в народ» (1873–1874 гг.): цели, последствия, реакция правительства.

 

Разделение народничества на три течения:

– Анархическое (М. А. Бакунин) – идея стихийного бунта.

– Пропагандистское (П. Л. Лавров) – просвещение крестьян.

– Заговорщическое (П. Н. Ткачёв) – переворот силами организованного меньшинства.

 

Революционный террор и «Народная воля»:

– Организация «Земля и воля» (1861, 1876) и её деятельность.

– Раскол на «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич) и «Народную волю» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская).

– Террористическая деятельность, покушения на Александра II.

– Убийство императора 1 марта 1881 года.

 

Политика правительства в ответ на общественные движения:

Реформы Александра II как попытка предотвратить революцию:

– Крестьянская реформа 1861 года.

– Судебная и земская реформы.

– Военные преобразования Д. А. Милютина.

 

Репрессии против оппозиции:

– Усиление цензуры и полицейского контроля.

– Дело «нечаевцев» (процесс 1871 г.).

– Аресты и ссылка народников после «хождения в народ».

 

Попытка политических реформ: проект Лорис-Меликова:

– Усиление борьбы с революционерами.

– Подготовка реформы с привлечением выборных представителей от земств.

– Гибель Александра II и отказ Александра III от реформ.

 

Итоги и значение:

– Достижения и неудачи общественного движения.

– Последствия реформ и контрреформ.

– Влияние на дальнейшее развитие революционного движения в России.

 

Использованные источники:

Документы эпохи

– Манифест об отмене крепостного права (1861).

– Программные документы народников («Катехизис революционера» С. Г. Нечаева, уставы «Народной воли» и «Черного передела»).

– Проект Лорис-Меликова.

 

Мемуары и воспоминания

– «Записки революционера» П. А. Кропоткина.

– Воспоминания участников революционных организаций.

 

Оценка достоверности:

Документы эпохи дают непосредственное представление о политике правительства и деятельности революционеров, но требуют критического анализа, так как часто писались с целью пропаганды. Мемуары полезны для понимания личных мотивов участников, но могут содержать субъективные оценки. Современные исследования базируются на комплексном анализе источников, что делает их наиболее объективными.

Сообщить об ошибке
Сообщитe об ошибке