Проанализируйте диаграммы грузооборота и пассажирооборота различных видов транспорта на с. 47 атласа. Какова доля морского и внутреннего водного транспорта в: а) грузообороте; б) пассажирообороте? Какие выводы вы сделали? Почему?
Доля морского и внутреннего водного транспорта:
а) В грузообороте этот вид транспорта занимает последнее место, за исключением воздушного, и составляет 2,1% от общего объема грузооборота.
б) В пассажирообороте он также находится на последнем месте, за исключением автомобильного, и составляет 0,15%.
Вывод:
Доля морского и внутреннего водного транспорта в грузообороте и пассажирообороте России остается крайне низкой, составляя всего 2,1% и 0,15% соответственно. Это свидетельствует о том, что данные виды транспорта не играют значительной роли в общем объеме перевозок.
Причины:
1. Конкуренция с другими видами транспорта: морской и внутренний водный транспорт уступают по объемам грузооборота и пассажирооборота другим видам транспорта, таким как автомобильный и железнодорожный. Автомобильный транспорт обеспечивает большую гибкость и скорость доставки, а железнодорожный — более высокую пропускную способность для грузов.
2. Инфраструктурные ограничения: развитие морского и внутреннего водного транспорта зависит от наличия соответствующей инфраструктуры, такой как порты и навигационные системы. В некоторых регионах России эта инфраструктура может быть недостаточно развита или устарела.
3. Географические факторы: внутренние водные пути могут быть ограничены сезонными изменениями уровня воды или ледовыми условиями, что также влияет на их использование для грузоперевозок и пассажирских перевозок.
4. Экономические факторы: стоимость перевозок по морю может быть выше по сравнению с другими видами транспорта из-за необходимости дополнительных затрат на погрузку/разгрузку и длительности маршрутов.
Таким образом, низкая доля морского и внутреннего водного транспорта в общих объемах перевозок обусловлена сочетанием факторов конкуренции, инфраструктурных ограничений, географических условий и экономической целесообразности.