ГДЗ по биологии 11 Класс класс Каменский А.А., Пасечник В.В., Рубцов A.M. упражнение - Проводим исследование (стр. 168)
Выполните лабораторную работу № 5 «Описание экосистем своей местности» на с. 267.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Описание экосистем своей местности»
Цель работы: описать экосистему как сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания.
Ход работы:
- Дайте общее описание экосистемы, указав ее тип: естественная (лес хвойный (еловый, сосновый), лес смешанный, степь, кустарники (ивняк), болото травянистое и т. д.) или искусственная (агробиоценоз — поле, огород, сад, пастбище и т. д., экосистема населённого пункта — парки, скверы и т. д.).
- Определите условия окружающей среды экосистемы:
а) с помощью термометра определите температуру воздуха и почвы в двух-трёх местах;
б) определите вид почвы, указав ее механические свойства (плотность, водопроницаемость, влагоемкость, аэрацию, теплоемкость, теплопроводность) и минеральный состав.
- Определите видовой состав растений:
а) определяются древесные виды, из них выделяются доминирующие;
б) определяются травянистые виды, из них выделяются доминирующие.
- Определите пространственную структуру сообщества: укажите число надземных ярусов, определите виды растений, входящие в различные ярусы.
- Изучите животный мир сообщества. Определите беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в этой экосистеме.
- Выявите примеры паразитических и мутуалистических отношений в экосистеме.
- Составьте примерные схемы пищевых цепей в сообществе.
- По результатам работы сделайте выводы.
Примечание. Каждая группа докладывает результаты своей работы, которые анализируются учениками класса, и на их основе делается вывод о состоянии окружающей среды в микрорайоне школы.
Результаты:
- Экосистема парк. Тип экосистемы: искусственная, экосистема населенного пункта.
- Условия окружающей среды экосистемы:
а) температура воздуха: +17 — +18 °C. Температура почвы: +10 — +11 °C.
б) Почва представляет собой смесь низинного торфа и песка. Она подходит для посадки кустарников, создания клумб, имеет хорошие дренажные свойства, насыщает растения питательными веществами.
- Видовой состав растений:
а) Древесные виды: береза, тополь, сосна обыкновенная, ель обыкновенная (доминирует), черемуха, рябина.
б) Травянистые виды: одуванчик, крапива, мхи, лишайники.
- Пространственная структура сообщества: 4 яруса.
1-й ярус: сосна обыкновенная, ель, береза, тополь.
2-й ярус: черемуха, рябина.
3-й ярус: одуванчик, крапива
4-й ярус: мхи, лишайники.
- Животный мир сообщества: белка обыкновенная, ворона, сорока, голубь, воробей, синица, муха обыкновенная, комар, клещ, жук-короед, муравей, гусеница, дождевой червь.
- Мутуализм: лишайники — симбиоз водоросли и гриба. Паразитизм: жук-короед и дерево.
- Пищевая цепь: береза – гусеница – синица.
Пищевая цепь: сосна – жук-короед – воробей.
- Вывод: для каждой экосистемы характерны свои условия, растительный и животный мир, пищевые цепи.